Версия для слабовидящих

Методы и приемы руководства детским конструированием при проведении НОД

Методы и приемы руководства детским конструированием при проведении НОД

Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приёмами.

Выбор приёмов зависти от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта, от умений и навыков в конструировании.

Основными приёмами обучения являются следующие:

Первый метод - наблюдение натурального объекта.

Этот приём мы используем только в некоторых случаях, в старших возрастных группах.

Например: конструирование гаража. Почему бы не обследовать объект? Совместно с детьми сделать вывод или натолкнуть детей на самостоятельное решение. В процессе наблюдения и обследования дети получают представления о закономерности связи между формой, размером и назначением в жизни. Так, гараж для грузовой машины должен быть гораздо выше и шире, чем гараж для легкового транспорта. Обратить внимание детей на гаражные ворота – какие они бывают и чем отличаются.

Второй метод – анализ образца.

Прежде чем приступить к практическому выполнению задания, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить основную и дополнительные части, продумать процесс изготовления, отобрать нужный материал, определить последовательность. Если конструирование из бумаги подготовить материал, например: сделать выкройку.

Третий метод – объяснение.

Детям объясняем последовательность и способ выполнения. Но это не «сухое» объяснение, а при помощи вопросов подводим детей к решению. Вопросы должны направлять внимание ребёнка не только на внешние признаки, но и на связь одних предметов с другими.

Например: почему нельзя построить стены гаража из пластин, тогда из какого строительного материала будем строить стены гаража?

Или нужно свернуть лист бумаги пополам, как это сделать правильно?

Четвёртый метод – показ.

Показ отдельных приёмов конструирования, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек или поделок.

Пятый метод – анализ и оценка.

Анализируя, мы должны определить в какой степени выполненная работа удовлетворяет поставленным в начале занятия задачам.

Ошибки, допущенные при выполнении задания, не следует оставлять без внимания: нужно вскрыть причину неудачи, помочь ребёнку осознать её и посоветовать, как исправить. Но, лучше, конечно, эти ошибки предупредить и исправить в процессе.

Во время анализа мы привлекаем детей. Учим детей осознать свои действия и действия товарищей, подмечать достоинства и недочёты в собственной работе и работе товарищей.

Конечно, во время НОД по конструированию очень важно использовать художественное слово и игровой приём, или приём обыгрывания. Если это постройка – обыграть можно с помощью мелких игрушек. Если поделка из бумаги или другого материала можно организовать коллективные игры: «Аэродром»; «Речной порт»; «Прогулка в лес» и др.

Комментарии