Версия для слабовидящих

Методы и приемы руководства детским конструированием в свободной деятельности

Методы и приемы руководства детским конструированием в свободной деятельности

2 слайд

Детское конструирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов.

3 слайд

  • Наглядный;
  • Информационно - рецептивный;
  • Репродуктивный;
  • Практический;
  • Словесный;
  • Проблемный;
  • Игровой;
  • Частично – поисковый.

4 слайд

Основной особенностью детского конструирования является его тесная связь с игрой (дети создают постройки и играют с ними, делают из бумаги и других материалов игрушки и используют их в своих играх и т.д.).

5 слайд

Игры раскрывают ребенку практическую целесообразность кон­струирования, в них закрепляются и совершенствуются умения и навыки, приобретенные на занятиях.

Но игра, в то же время, ставит перед детьми новые конструк­тивные задачи, требующие проявления инициативы и изобретатель­ности. К примеру, на занятиях дети научились строить дом, передавая основные его признаки. А в игре им понадобились и большие, и маленькие дома, и одноэтажные, и многоэтажные. При­шлось думать, как знакомый образец дома изменить в соответ­ствии с новым замыслом.

В игре конструирование представляет собой динамический про­цесс: одну и ту же постройку дети совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями на протяжении многих дней. При этом постройки детей, как правило, значительно сложнее тех, ко­торые им были даны на занятиях.

6 слайд

На занятиях каждый ребенок может проявить свою индиви­дуальность только в рамках тех задач, которые перед ним ста­вятся; в игре же ребенок сам выбирает тему постройки, сам при­думывает конструкции, самостоятельно решает конструктивные задачи. По этой причине в играх наиболее полно раскрываются индиви­дуальные особенности ребенка, выявляются его интересы и склон­ности, знания и представления. Конечно, все это происходит при условии внимательного руководства педагога, направляющего инициативу и творчество детей.

Руководство педагога играми должно быть направлено на развитие их содержания, на организацию детского коллектива, на установление правильных взаимоотношений между детьми, на закрепление знаний, полученных на занятиях, на развитие у де­тей самостоятельности мышления, конструктивного творчества и т.п. При этом педагог может пользоваться различными приемами с учетом возрастных особенностей детей и задач вос­питания.

7 слайд

В младшей группе детям в часы игр предоставляется возможность играть уже знакомыми им деталями.

Воспитатель не ограничивает детей в материале, но следит за тем, чтобы они аккуратно обращались с ним, а по окончании игр убирали его на постоянное место.

Несмотря на то, что на занятиях педагог показывает малышам, как делать постройки, они первое время часто не ставят перед собой цель что-нибудь построить, а просто кладут одну деталь на другую, довольствуясь при этом любым результатом.

Педагог может напомнить детям, что они строили на за­нятиях, как интересно играли со своими постройками и игруш­ками, либо повторить ту или другую постройку и посоветовать детям сделать такую же. Очень важно, чтобы педагог прини­мал непосредственное участие в играх малышей. В случае если дети играют, то предложение построить что-либо не должно отвлекать их от игры, в связи с этим лучше посоветовать построить именно то, что не­обходимо для их игры.

8 слайд

Детей, не интересующихся играми со строительным материа­лом, можно привлечь несложным поручением, к примеру, после того как дети научились на занятии строить забор, педагог в часы игр строит дом, а затем просит из кирпичиков построить вместе забор для садика. Когда забор будет готов, дети играют с постройкой (куклы живут в доме, гуляют в саду и т.п.). Так развертывается оживленная игра, требующая все новых и новых построек.

Иногда удачная постройка получается у малышей случайно. Необходимо отметить эту удачу. Без побуждения со стороны педагога это достижение может остаться незамеченным.

9 слайд

Детям, которые научились хорошо строить какой-нибудь пред­мет и не находят новой темы, следует предложить построить какой-либо другой предмет, близкий по конструкции к первому: ʼʼХороший ты, Стеша, стул сделала для куколки, а теперь сделай ей столʼʼ. Так педагог побуждает ребенка к использованию приобретенных умений в новых постройках.

Руководя играми детей, педагог ставит новые несложные задачи: построить домик матрешке или кроватку кукле, с кото­рыми они играют. Чтобы сделать игры более содержательными и интересными, иногда можно предлагать отдельным детям новую тему стройки в пределах тех умений, которыми они владеют.

10 слайд

Так, Лиза построила домик, в котором поселилась матрешка. Вместе с тем, у нее были игрушки, изображающие домашних живот­ных. Педагог спросил у Лизы, где будет жить ее лошадка, и, убедившись, что Лиза об этом не думала, предложила построить для лошадки домик (конюшню). Лиза построила конюшню, помести­ла в ней лошадку, а затем отвела туда матрешку, чтобы та накор­мила лошадку.

11 слайд

Большой интерес проявляют дети четвертого и пятого года жизни к сюжетным постройкам (двор, улица и др.), выполненным педагогом. Дети, рассматривая сооружения, называют отдельные постройки: дома, в которых живут люди, магазины, авто­мобили.

Эти постройки педагога предназначены не для повторения детьми, а для обогащения их представлений о том, как по-раз­ному можно использовать строительный материал для одной и той же постройки, для знакомства с другими вариантами украшения ворот, забора, домика.

Постройки эти следует рассмотреть со всеми детьми, обра­тить их внимание на конструкцию, на различное использование деталей. С этими постройками педагог предлагает детям по­играть, а затем они разбирают их.

Такие постройки педагог может делать заранее, иногда в присутствии детей. Наблюдая за работой педагога, дети сами затем включаются в процесс постройки. К примеру, для трамвая дети прокладывают рельсы, около домика делают садик.

12 слайд

Интерес к конструированию приобретает также устойчивый ха­рактер благодаря влиянию детей друг на друга. Успехи отдельных детей вызывают у остальных желание что-то сделать так же хо­рошо, воодушевляют их. ʼʼСмотри, какой у меня домик!ʼʼ — радостно восклицает Тимофей, сделавший домик после того, как педагог похвалил рядом сидящих Сашу и Артема за хорошо построенные ими гараж и дом. Так создается возможность некоторого обмена опытом среди детей.

Самостоятельные игры доставляют детям много радости, сопровождаются богатыми эмоциональными переживаниями, так как сам процесс деятельности вызывает у них удовольствие и, кроме того, они получают удовлетворение от результата своей работы.

В таких играх создаются благоприятные условия для объединения детей, что помогает более полноценно исполь­зовать постройки.

13 слайд

В процессе самостоятельных игр со строительным материалом у детей часто возникает крайне важность в таких игрушках, кото­рых нет в группе. На помощь должен прийти педагог, он сможет сделать их из бумаги, катушек, коробочек, плас­тилина. Малыши с удовольствием наблюдают, как педагог мастерит такие игрушки, помогают ему и тут же обсуждают, как они будут играть.

14 слайд

Иногда у детей бывает потребность поиграть в одиночку. В ин­дивидуальных строительных играх дети часто увлекаются не столько сюжетом игры, сколько конструированием. Для таких игр следует создавать условия: они полезны тем, что ребенок самостоятельно решает конструктивные задачи, ярко проявляя свою индивидуаль­ность.

Особенно ценны индивидуальные строительные игры для детей застенчивых, нерешительных, так как дают им возможность про­бовать свои силы, видеть свои достижения, помогают приобрести уверенность. Индивидуальные игры привлекают к себе внимание других ребят, которые наблюдают за работой. Οʜᴎ отгадывают, что строится, что будет строящий делать дальше. Индивидуальные игры со строительным материалом не мешают развитию коллективных игр, напротив, они дополняют друг друга. Часто дети, увлекающиеся индивидуальной стройкой, одновременно лю­бят участвовать и в коллективных постройках.

 

15 слайд

Характерной особенностью коллективного конструирования в игре является то, что здесь не только деятельность каждого ребенка подчиняется общей цели игры (когда каждый ребенок строит свою постройку в соответствии с общим сюжетом), но и самый процесс создания постройки преимущественно выполняется детьми совместно. Так, к примеру, дети строят для своих игр зоопарк, детский сад и т. д. В процессе стройки у детей возникают некоторые затруднения, которые они не всегда могут самостоятельно преодолеть. Одним из таких затруднений является неумение детей распределять обязанности.

Иногда в коллективных играх детей со строительным мате­риалом одни сооружают постройку, другие же только подают ма­териал. Это может привести к отрицательным последствиям. Дети, не умеющие строить, привыкают к роли помощников, у них не формируются конструктивные навыки, кроме того, развиваются нежелательные качества личности, они малоактивны, не умеют проявлять самостоятельность.

Задача педагога состоит по сути в том, чтобы организовать взаимоотношения детей на базе активного участия каждого ре­бенка в создании и осуществлении строительного замысла; не до­пускать такой совместной работы, когда одни строят, а другие лишь помогают.

16 слайд

Почему в процессе стройки у детей могут складываться такие неправильные отношения? Это объясняется рядом причин:

  1. У до­школьников не сразу развивается умение согласовывать свои замыс­лы. Собственный замысел в первое время особенно сильно захваты­вает ребенка, поглощает все его внимание, и это затрудняет обмен мыслями с товарищами, осознание себя частью коллектива.
  2. Осуществление совместных замыслов затруднено из-за от­сутствия необходимых конструктивных умений. И дети, которые начали стройку с самыми радостными намерениями, испытывают горькое разочарование, когда видят, что получается совсем не то, что они предполагали. По этой причине важно на занятиях добиваться усвое­ния программы всеми детьми.
  3. На взаимоотношениях детей в процессе стройки отражаются некоторые особенности характеров детей. Застенчивые, нереши­тельные, не уверенные в себе дети не решаются высказывать свое мнение, а тем более отстаивать его. Наоборот, дети, уверенные в себе, решительно принимаются за стройку, смело рассказывают о своих планах, проявляют настойчивость в исполнении их. В случае если педагог не руководит взаимоотношениями детей, эти черты характера закрепляются, и интерес к строительным играм у малоактивных детей снижается. По этой причине очень важно дать возможность высказаться неуверенным детям, обращаясь к ним с вопросами типа: ʼʼА как ты думаешь, Илья? Какой материал нужен?ʼʼ, ʼʼКамилла, а как бы ты это сделала и почему?ʼʼ и т. п.

17 слайд

Необходимо содействовать тому, чтобы в сюжетные игры детей включалась не только стройка, но и конструирование из бумаги и других материалов. По совету педагога дети могут сделать, к примеру, для игры в зоопарк много животных.

18 слайд

При этом педагог дол­жен быть не только советчиком, но и активным помощником (подсказывать конструктивные решения, делать наиболее трудные по­делки и т. д.).

19 слайд

Сочетание обучения конструированию на занятиях и целена­правленная организация конструктивной деятельности в игре являются важнейшим условием эффективности обучения конструи­рованию.

20 слайд

Спасибо за внимание!

Комментарии