Версия для слабовидящих

Особенности современных форм, методов работы в МБДОУ по развитию связной речи дошкольников

Особенности современных форм, методов работы в МБДОУ по развитию связной речи дошкольников

В условиях реализации ФГОС произошли изменения в традиционных подходах к организации педагогического процесса, коснулось это и раздела работы по развитию речи. Реализация принципа интеграции образовательных областей – обязательное условие при выполнении основных образовательных программ дошкольного образования.

ФГОС устанавливает новый способ взаимосвязи и взаимодействия компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования на основе принципа интеграции образовательных областей.

Принцип интеграции имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Когда:

- поведение и деятельность дошкольников представляет собой «ещё недостаточно дифференцированное целое»

- восприятие целого раньше частей позволяет ребёнку сразу интегрально видеть предметы глазами всех людей

- прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребёнка, он должен воссоздать подвижный, интегральный образ действительности на уровне воображения. Так вместо первичного самостоятельного раздела «Развитие речи» появилась образовательная область «Коммуникация».

Что же кроется за этим понятием, и к каким изменениям в работе воспитателя это приводит?

Содержание образовательной области «Коммуникация» - направлено на достижение целей, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми и определено решением следующих задач:

- развитие свободного общения с взрослыми и сверстниками

- развитие всех компонентов устной стороны речи: лексики, грамматики, произносительной стороны речи, связной речи (диалогической и монологической сторон в различных видах и формах детской деятельности).

Способы определяются в самом понятии «коммуникация» - это общение вербальное и не вербальное.

Средства взаимодействия - это ценностный интегрированный процесс: взаимодействие взрослого и ребёнка на определённую тему в течение дня, в котором объединены следующие образовательные области.

«Познавательно развитие» - развитие речи на занятиях по познанию окружающего мира, в режимных моментах, играх. Развитее диалога в процессе общения, монолога во время НОД и в свободном общении.

Чтение художественной литературы – чтение, слушание, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, театральная деятельность.

«Физическое развитие» - пополнение словарного запаса, общение детей между собой, и с взрослыми, диалоги.

Здоровьесбережение – разучивание детского фольклора, общение в процессе гигиенических процедур закаливания, диалоги в процессе общения.

«Социализация» - общение в играх, режимных моментах, свободной деятельности, диалоги.

«Труд» – общение детей и взрослых.

«Безопасность» - общение на НОД, дидактические игры.

«Художественно – эстетическая направленность» - проговаривание сюжетов рисование, лепки, аппликации, театрализация, диалоги.

Музыка – пение, разучивание стихов песен, общение.

И такая взаимосвязь не может не сказаться положительно на формировании связной речи, грамматических компетенций, подготовке к обучению в школе, развитию познавательных процессов в целом.

Связная речь – единое смысловое и структурное целое, включающие связанные между собой и тематически объединённые законченные отрезки. Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника. Основная функция связной речи – коммуникативная, она осуществляется в двух основных формах: монологическая и диалогическая.

Работа по формированию диалогической стороны речи направлена на формирование умений, которые необходимы для общения.

Выделим несколько групп диалогических умений:

- собственно речевые умения

- умения речевого этикета

- умение общаться в паре, в группе из 3-5 человек, в коллективе

- умение общаться в совместных действиях

- невербальные (неречевые умения)

В зависимости от функции выделяют такие виды монологов:

- описание

- повествование

- рассуждение

- пересказ

- рассказ

Работа по развитию речи очень трудоёмка и почти всегда ложится на плечи воспитателя. Речь самого воспитателя оказывает большое влияние на речь детей. Педагог воспитывает своей речью, а значит нельзя забывать о некоторых правилах.

- педагог придерживается литературных норм произношения, правильно ставит ударение

- помнит о содержательности своей речи

- помнит о возрастной направленности речи (взрослые или дети)

Как приходит успех? Людей делают удачливыми природные способности, воспитание или расположение звёзд на тебе? Видимо, нельзя отрицать ни первого, ни второго, ни третьего. Но психологи считают, что влияние звёзд на судьбу человека – дело спорное и успеха можно добиться специальному обучению.

Опыт человека, в отличие от животных, фиксируется в структурах мозга с первого раза. Мозг словно фотографирует поведение человека в той или иной ситуации.

Что же необходимо, например, безуспешному для успеха? Умение ставить цели и достигать их, способности создавать выгодные ситуации и предвидеть их (так называемая про активность), вариативность поведения, готовность идти на осознанный риск и брать на себя ответственность за своё дело. Казалось бы для достижения цели этих качеств вполне достаточно. Однако последние психологические исследование, что все успешные предприниматели ещё и с мощными коммуникативными способностями. Они умеют расположить к себе собеседника, умеют слушать, убедительно говорить, могут увлечь своей идеей других, быстро сходятся с самыми разными людьми и поддерживают широкий круг знакомых. Этому можно и нужно научиться.

А можно ли «тренировать на успех» маленьких детей? Безусловно. А начинать, необходимо с игр на развитие социального чувства у дошкольников. Главная задача таких игр - позволить играющим отчётливее ощутить присутствие друг друга, научить считаться с игровым поведение партнёром и координировать свои действия. Подобные навыки впоследствии могут оказаться очень полезными в деловом общении.

 

 

 

 

 

 

Комментарии