Версия для слабовидящих

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста
Формирование экологической культуры у детей - тема актуальная. Ведь нам, взрослым необходимо показать детям чудеса нашей природы, на смену нам идёт новое поколение и наша главная задача - привить любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, она своей яркостью воздействует на его чувства и тем самым, участвует в становлении личности.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными и их средой обитания.
Формирование экологической культуры С. Н. Николаева считает, что это есть - становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе, к людям, охраняющим её, отношения к себе, как к части природы, осознание своих умений созидательно воздействовать с природой.
Работу по формированию экологической культуры я начала во 2-й мл группе. Объектом для наблюдения были выбраны овощные культуры. Они быстро растут и набирают массу, эти изменения хорошо видны детям. Первым овощем, за которым велись наблюдения был лук, который легко прорастает в комнатных условиях. Чтобы закрепить у детей 2-й мл группы понятие о том, что всем растениям для роста необходимы три условия: влага, свет и тепло, мы проводили наблюдения за картошкой, кабачками. Работа ведётся по разным направлениям:
Работа с детьми - это специально-организованные занятия, беседы, наблюдения, экскурсии, прогулки, эксперименты, самостоятельная деятельность.
Работа с педагогами - консультации, открытые занятия;
Работа с родителями - консультации, анкетирование, совместные занятия.
УСЛОВИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ
Для постоянного общения с растениями в нашей группе создан уголок природы. Он украшает нашу групповую комнату, доставляет удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения.  Благодаря этому у них формируются знания о растениях, условия их существования, природоохранные навыки, развивается наблюдательность, познавательная активность. Постоянные обитатели уголка природы комнатные растения, дети принимают участие в уходе за ними. Организацию работы по формированию экологической культуры мы выполняем на участке, где проходят ежедневные прогулки. Значительную роль в воспитании экологической культуры и природоохранных навыков играет флора и фауна участка детского сада, так как именно он является местом общения детей с природой. На участке детского сада мы организуем, ежедневные наблюдения за природой, во время наблюдения дети многое узнают о жизни растений, животных, птиц, любуются красотой природы во все времена года.
Впечатления, которые получают дети от общения с природой - это способствует формированию любви к природе, интереса к окружающему миру. В осенний период мы с детьми проводили очистку цветника от засохших стеблей и опавших листьев. При этом дети узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни растений, приобретают необходимые навыки и умения, учатся бережно и заботливо относятся к природе.
В любое время года на нашем участке можно наблюдать птиц. Большое разнообразие пернатых в зимнее и весеннее время года. Большое скопление снегирей, свиристелей и дроздов рябинников в урожайный год, когда много плодов рябины и дикой яблони. Для птиц вывешиваем кормушки, в которые насыпаем хлебные крошки, семечки, семена сорных растений. Птицы настолько привыкают к детям и их присутствию, что позволяют спокойно наблюдать за ними. У детей появляется возможность наблюдать за поведением птиц, их питанием.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ
В работе с детьми я использую различные формы и методы воспитания экологической культуры, которое обеспечивают наглядно-действенное усвоение детьми, содержания знаний о природе. Это занятия, экскурсии, труд и наблюдение - игровые моменты, работа с календарем погоды.
Процесс формирования знаний, умений и навыков длительный, на одних занятиях идёт формирование - первичных знаний о природе. С этой целью использую наблюдение, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр фильмов. На других занятиях - углубляю, расширяю и конкретизирую знания.
Использую наглядный метод наблюдения -рассматривание картин, иллюстрации. Я считаю, что наглядный метод соответствует возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, а также позволяет сформировать у них яркие представления о природе.
Словесный метод - это рассказы о предметах и явлениях природы, художественная природоведческая литература о природе. Этот метод помогает формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
Практический метод - это игра, экспериментирование, элементарные опыты, моделирование. Использование этого метода позволяет мне уточнить представления, приводить в систему полученные знания, упражнять детей в применении знаний.
Особое место в своей работе я отвожу – наблюдениям. В процессе наблюдений окружающей природы создаются благоприятные возможности для разнообразной практической деятельности детей, для формирования гуманных чувств к представителям животного и растительного мира.
Чтобы наблюдения выполняли свою положительную роль, я стараюсь развить умение наблюдать: не просто смотреть на предмет, а видеть его, любоваться им, но всё это не приходит само по себе и поэтому необходимо руководить процессом наблюдения и эти умения формируются в процессе длительной, кропотливой работы.
Цель наблюдений - это увидеть прекрасное в природе и полнее запечатлеть образ данного предмета или явления. В процессе наблюдения я использую различные приёмы. Предлагаю детям после однократного рассматривания предмета закрыть глаза и представить себе, то, что он только что видел, затем снова открыть глаза и уточнить то, что не удалось рассмотреть в первый раз. Этот приём повторяют ещё.
Наиболее эффективным приёмом наблюдений является имитация ребёнком движений, звуков, предметов и явлений природы (слушаем тишину). Например: предлагаю детям повторить движения крыльев птицы во время полёта, такие имитации заставляют детей внимательнее всматриваться, вслушиваться в предмет, явление. Улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении «прошли мимо».
В зимне-весенний период проводим наблюдения за набуханием почек и проявлением первых листочков на веточках, которые находим на улице и ставим в вазу, организуем посадку лука на подоконниках, наблюдаем за его ростом в различных условиях: с водой, без воды, со светом и без света.
В весенний период будем производить посев семян цветковых культур, выращенную рассаду пересаживаем в газон. В процессе этой работы, дети получат  и элементарные знания о строении растений, у них появится понимание связи роста и развития семян с условиями окружающей среды. Экскурсии в природу - это основная форма организации работы по экологическому воспитанию. Экскурсии позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях знакомлю детей с растениями, птицами и одновременно с условиями их обитания, это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии развивают наблюдательность детей и интерес к природе, они связаны с пребыванием детей на свежем воздухе, с движением, что укрепляет здоровье детей. Считаю, что экскурсии - это эффективная форма работы по воспитанию экологической культуры детей, так как одновременно дети получают знания и практический опыт, обогащается духовный мир ребёнка, умение вести себя, в природе соблюдая определенные правила.
Экспериментирование
Известно, что ознакомление с природой дает наиболее оптимальные результаты, нужно давать детям возможность общаться, действовать с объектом природы, этими возможностями обладает эксперимент. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажу, и я запомню, дай попробовать и я пойму». Мы привыкли передавать знания через глаза и уши, но нужно, чтобы они проходили ещё и через руки, через деятельность. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается.
Экспериментируя с детьми, я ставлю пред собой задачи:
• Побуждать детей наблюдать, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов;
• Поддерживать интерес детей к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
• Создать условия для экспериментирования.
Реализацию поставленных перед собой задач я начала с предметно-развивающей среды в группе. Чтобы удовлетворять интересы детей, я пополнила исследовательскую лабораторию материалами для простейшего экспериментирования: металлические, деревянные и безопасны стеклянные предметы, позволяющие познакомится со свойствами материалов. Для развития познавательно-исследовательской деятельности я использую дидактические (обучающие) или развивающие игры, игрушки: мозаики, Н. П. И., стимулирующие у детей способность к классификации и обобщению - разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, цветов.
Экспериментируем мы как на занятиях, так вне занятий, большие возможности для экспериментирования нам предоставила природа. Мы с детьми провели ряд опытов, из которых мы узнали о свойствах природных материалов, например опыты с песком: «Свойства мокрого песка», «Почему сухой песок просеивается, а глина нет?», проводим опыты: «Почему дует ветер?». Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. Вообще опыт собственных открытий - одна из лучших школ характера.
Дидактические игры. Их значение велико в экологическом воспитании, они уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у детей представления об объектах, о явлениях природы. Развивают память, внимание, наблюдательность, активируют разные умственные процессы, учат применять знания, обогащают словарь.
НПИ. «Разрезные картинки». «Парные картинки», домино «Цветы», домино «Грибы», «Мир животных», «Дары природы», «Животные и их детёныши», «Кто где живет?», «В саду, в поле, в огороде», - учат классифицировать предметы по месту обитания. Игры с предметами природы (шишки, фасоль, камешки, овощи) - их можно сравнить по величине, цвету, разложить по порядку. Игры «Узнай на вкус», «Угадай по запаху», «Чудесный мешочек» - эти игры развивают у ребёнка все анализаторы.
Творческие игры. Они интересны. Это один из видов строительных игр с природными материалами: песок, глина, снег, камешки и т. д. Ценность природного материала и многообразие его использования помогает детям открывать новые свойства и качества предметов.
АКЦИИ. Для формирования у детей экологической культуры и экологического сознания -  предполагаю использовать  – экологические акции - это социально значимые мероприятия. Их можно проводить как с детьми, так и совместно с их родителями. Акции имеют большое воспитательное значение для детей и служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.
Накануне нового года мы хотим  провести  две акции совместно с родителями: «Украсим группу сами, новогодними чудесами», «Украсим ёлки во дворе, на радость нашей детворе». В этих акциях активное участие примут  родители наших детей.
Цель этих акций: бережное отношение к живым деревьям, вызвать радость у детей и взрослых к красоте этих деревьев.
ВЫВОДЫ. Анализируя проделанную мной работу, могу сказать, что результаты изменились. Моя задача - поддерживать интерес детей к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе.
 

Комментарии